ЭКСПЕРТ ГРУПП

WWW.ISO9000ff.RU


На главную ЭКСПЕРТ ГРУПП
Современный менеджмент -
это менеджмент качества

М.Г. Kpyглoв, Г.М. Шишков, А.А. Косырев

Задачи предприятий оборонного комплекса по повышению результативности управления

Задача обеспечения качества продукции предприятий ОПК отнесена к числу приоритетных направлений работ, утвержденных Президентом Российской Федерации 10 ноября 2001 г. в рамках «Основ политики Российской Федерации в области развития ОПК на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Проблемы обеспечения качества продукции предприятий ОПК были рассмотрены 5 марта 2002 г. Комиссией Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам. В решении указанной Комиссии признано необходимым принять неотложные меры по повышению качества продукции ОПК на всех этапах ее создания и эксплуатации в целях обеспечения безопасности, надежности и конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Предприятия военно-промышленного комплекса промышленно-развитых стран мира за период 90-х годов активно внедряли технологии качественного управления, которые, с одной стороны, обеспечили повышение результативности менеджмента компаний, с другой стороны, стали общими «правилами игры» на мировом рынке вооружений.

Эти технологии установлены соответствующими стандартами. Основными из них являются:

  • ИСО 10303 в области ИПИ – технологий;
  • ИСО 10006, PMI – в области Технологий управления проектами;
  • ИСО 9000 – в области Технологий менеджмента качества;
  • OHSAS 18000, SA 8000 – в области Технологий управления персоналом (включая вопросы мотивации и квалификации персонала, управление безопасностью труда и социальными отношениями);
  • ИСО 17799 – в области Технологий информационной безопасности

На сегодняшний день широкая интеграция специалистов «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского, МГТУ «Станкин», НИЦ АСК, Академии стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России, ООО «Эксперт Групп» и др. позволила подготовить и апробировать практическое применение комплексного решения технологических проблем управления в сфере материального производства.

Ниже представлены основные аспекты методологических подходов к повышению результативности менеджмента предприятий оборонного комплекса.

1. ИПИ – технологии (ИСО 10303)

В сравнении с промышленно развитыми странами уровень производственных технологий российского машиностроения отстал на 15-20 лет, производительность труда ниже в 5-7 раз, износ парка технологического оборудования приближается к 80%. Применение ИПИ - технологий в российском ОПК выглядит следующим образом:

  • этап проектирования – 20-50% от уровня развитых стран;
  • этапы постановки на производство и изготовления – 3-5%;
  • этап послепродажной поддержки – 10-15%.

Тем не менее, направление на использование ИПИ технологий интенсивно развивается и в отечественных организациях. Основные инновации направлены на развитие следующих направлений:

  • кодификация продукции, ремонтных комплектов, ЗИП и расходных материалов;
  • автоматизированная поддержка обслуживания и ремонта;
  • разработке и подготовке производства;
  • автоматизация документооборота.

Поставки на международный рынок вооружений осуществляются на основе установленных кодификаторов. Примером может служить кодификатор НАТО. Понятно, что при использовании кодификаторов в контрактных взаимоотношениях, при заказе и дозаказе продукции, ремкомплектов, ЗИПа и др. достигается огромная экономия времени со стороны заказчика.

Для российских предприятий этот вопрос не решен. Российский кодификатор – не доработан, не признан на международном рынке. Использование НАТОвского – вызывает справедливые опасения предприятий, что соответствующие комплектующие будут производиться и поставляться другими компаниями (Украина, Израиль, Казахстан и др.).

Оставлять вопрос в подвешенном состоянии, как он находится сейчас – тоже бессмысленно, без его решения построить четкие процедуры управления контрактами как на государственном уровне, таки на межгосударственном – нереально.

Ключевой момент – Интернет - доступ ко всему огромному комплекту технической документации по обслуживанию и ремонту, который также экономит время и ресурсы заказчика.

Грамотное решение этого вопроса затрагивает также и управление качеством работ по обслуживанию и ремонту – т.е. наличие Интернет - доступа к регламентам и процедурам для персонала, проводящего работы. На сайте ВВС США, например, имеется раздел, на котором находится более 20 000 регламентов и процедур, исчерпывающе описывающих все шаги персонала по всем видам работ, связанных с обслуживанием и ремонтом авиатехники.

ИПИ технологии обеспечивают сокращение времени на разработку и подготовку производства, затрат ресурсов может достигать 40%. Но решение проблемы требует весьма значительных инвестиций.

2. Технологии управления проектами (ИСО 10006, PMI)

Технологии управления проектами подразумевают организацию системных работ в следующих направлениях:

  • управление контрактами;
  • планирование сроков и ресурсов в больших проектах разработки и постановки на производство изделий;
  • управление конфигурацией.

Внедрение технологий управления проектами позволяет не только рационально распределить ресурсы организации но и существенно повысить уровень решения задач. Технологии проектного управления позволяют осуществлять:

  • поддержку процессов, связанных с распространением информации, в том числе:
    • сбора, идентификации, классификации, архивирования и поиска информации;
    • поддержки процедур управления информацией, задания прав доступа к объектам документам передачи информации между участниками проекта;
  • поддержку процессов менеджмента изменений, в том числе:
    • контроль и утверждение версий работ по проекту;
    • контроль и утверждение версий документации;
  • хранение информации по проектам в единой базе данных.

Чем сложнее изделие, чем больше в проекте его создания занято предприятий, тем больший выигрыш дает применение современных систем управления проектами. Однако в российском ВПК лишь считанные предприятия внедрили подобные системы (например, ОКБ Сухого, система на базе Open Plan).

3. Технологии менеджмента качества (ISO 9000)

3.1. Управление качеством проектных работ

Здесь речь должна идти не только о выполнении требований ISO 9001:2000 и рекомендаций ISO 10006, например, по анализу, утверждению, верификации и валидации проектных материалов, но и о применении методов анализа рисков проектов на этапе их организации, а так же о процедурах управления этими рисками в ходе выполнения проектов.

3.2. Управление качеством производства продукции

В настоящее время в ОПК менее 10 % предприятий имеют сертификаты на СМК, признаваемые на международном рынке.

Следствием того, что предприятия оборонной промышленности не занимались в должной мере вопросами обеспечения качества продукции являются следующие данные: для большинства оборонных предприятий доля затрат на устранение дефектов продукции в процессе изготовления, испытаний и гарантийного периода эксплуатации составляет до 40-50 % от общего объема затрат на производство продукции; для зарубежных фирм доля затрат предупреждение брака, контроль продукции и устранение дефектов не превышает 15-20 % от общего объема затрат на производство продукции.
Даже на тех предприятиях, которые сертифицированы на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2000 (ISO 9001:2000), главная идея этих стандартов в отношении управления качеством производства реализована слабо. Зачастую забывают, что важно не столько «отфильтровать» брак на этапе контроля (деньги на производство этого брака уже потрачены), сколько предупредить его появление, применяя статистические методы управления производственными процессами, проводя тренинги для персонала и т.д.

Когда-то именно ВПК был образцом для гражданской промышленности с точки зрения уровня дефектности, а сейчас многие предприятия ВПК даже и мечтать не могут об уровне, нормальном для лидеров мирового автопрома – не более 60 дефектов на миллион единиц отгруженной продукции. Такой уровень дефектности вообще не отслеживается процедурами выходного контроля – погрешность неправильной приемки и неправильной браковки выше погрешности технологического процесса.

3.3. Управление поставщиками (ISO 17020, ISO 9001:2000)

Крупные международные корпорации огромное внимание уделяют отладке всех процессов работы с поставщиками. Ключевой момент здесь – минимизация рисков, связанных с поставками – по срокам, по качеству.

Вводится четкая градация поставщиков – уровня А (или «золотые» - надежные, безупречно отрабатывающие контрактные условия), уровня В (или «серебряные» - относительно надежные), уровня С (или «бронзовые» - иногда допускающие сбои). Закупочные цены для поставщиков каждого уровня – разные, цены для «С» и «А» могут различаться на 20% и более, но, покупая дороже, компании на самом деле экономят – на рисках.

И перед заключением контракта, и в ходе его выполнения проводится аудит поставщиков. Такая практика большинству российских предприятий пока не ведома, а уровень многих поставщиков не дотягивает не только до «С», но и до «D» или даже «Е».

Практика тендеров дает частичное решение проблемы – уровень поставщиков и связанные с этим риски часто не учитываются или учитываются не полностью.

Без соответствующих мировой практике процедур оценки и отбора поставщиков мы обречены на нерациональные затраты при выполнении контрактов – и чем крупнее контракт, тем выше эти затраты.

3.4. Управление качеством поставки, развертывания, обслуживания и ремонта

Эта задача во многом смыкается с задачей автоматизации поддержки обслуживания и ремонта. Ключевой момент здесь – отработанные процедуры, тренированный личный состав.

4. Технологии управления персоналом (OHSAS 18000, SA 8000)

Значительное внимание на предприятиях ВПК исторически уделялось вопросам безопасности труда и социальным отношениям. Серия международных стандартов OHSAS 18000, SA 8000 позволяют систематизировать опыт в отношении управления персоналом и условий труда, построить трудовые отношения с учетом современных требований и тенденций в управлении не только безопасностью, но и мотивацией и квалификацией персонала.

5.Управление информационной безопасностью (ИСО 17799)

Технологии информационной безопасности представляют собой системный подход к управлению организацией, ориентированному на сборе, сохранении и защите интеллектуального капитала. Специфичный подход к управлению персоналом, управлению информационными ресурсами, к деятельности высшего руководства определяет политику информационной безопасности и построение на ее базе системы управления персоналом в защищенной организации. Система направлена на предотвращение угроз, связанных с обращением конфиденциальной и закрытой информации, составляющей коммерческую и др. тайну.

6. Литература

  1. Сергеев В.Е., Давыдов А.Н., Барабанов В.В. Проблемы обеспечения качества продукции оборонно-промышленного комплекса - материалы III Международной научно-технической конференции «Компьютерные технологии управления качеством продукции» 17-18 июня 2003 г., Москва
  2. Kpyглoв M.Г. Опыт работы компании "Ланит" в решении задач компьютерного обеспечения качества продукции в рамках СМК - материалы III Международной научно-технической конференции «Компьютерные технологии управления качеством продукции» 17-18 июня 2003 г., Москва
  3. Kpyглoв М.Г. Концепция формирования на российских предприятиях корпоративных систем все более высокого уровня. «Стандарты и качество», № 3, 2000 г.
  4. Шишков Г.М. Менеджмент качества. Научные труды "МАТИ" – РГТУ им. К.Э. Циолковского. Выпуск 4 (76), М.: Изд. "ЛАТМЭС", 2001.
  5. Kpyглoв М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А., Фирстов В.Г., Шишков Г.М. Менеджмент систем качества. Учебн. пособие. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997 г., 364 с.

СТАТЬИ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Новости О компании Услуги Библиотека Контакты AS 9100
 

©2005 - 2022, ООО "Эксперт Групп"